МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛИ
КОРПОРАТИВНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДЛЯ ЛПК РОССИИ

1 марта 2018 года Президентом России в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации была поставлена задача добиться высоких показателей в несырьевом экспорте к 2024 году, фактически сделав переход от сырьевой модели к технологической.
«В течение шести лет мы должны практически удвоить объём несырьевого, неэнергетического экспорта до 250 миллиардов долларов, в том числе довести поставки продукции машиностроения до 60 миллиардов долларов»
Владимир Путин
Президент Российской Федерации
Сегодня обработка древесины и производство изделий из дерева демонстрируют стабильный рост. Российская лесная промышленность стала равноправным конкурентом игроков мирового рынка.
Это значит, что отрасль готова предлагать внешнему рынку высококачественный продукт
по конкурентоспособным ценам.

Разработан и введен в практику целый ряд мер государственной поддержки отрасли.
Каждый год растет число компаний, регулярно использующих инструменты поддержки в своей деятельности.
Один из таких механизмов - корпоративная программа повышения конкурентоспособности (КППК).
Корпоративная программа повышения конкурентоспособности
КППК - программа деятельности организации, направленная на повышение конкурентоспособности, увеличение объемов производства и экспорта продукции за счет предоставления доступа к механизмам льготного кредитования по инвестиционным кредитам. Квалификационный отбор производителей федерального значения (системообразующих предприятий) проводится Минпромторгом России, регионального значения – уполномоченными органами субъектов Российской Федерации.
2-5 лет
Срок реализации
63
проекта ЛПК заявлено от 57 компаний из 27 регионов России
4,5%
размер снижения коммерческих ставок банков для компаний, реализующих КППК
15,8 млрд ₽
лимиты бюджетных ассигнований до 2022 года
5 560 млн ₽
объем бюджетных средств по мере поддержки в 2020 года
Лимиты использования субсидии по кредитным продуктам
10%
Инвестиционные за рубежом
32.5%
Инвестиционные в РФ
57.5%
Прочие
Поддержка оказывается в виде субсидирования до 4,5% процентной ставки кредитным организациям, которые финансируют:
60 млрд ₽
На организации российских производств в иностранных государствах
60 млрд ₽
На организации экспортно ориентированных производств
на территории РФ
30 млрд ₽
На иное экспортное финансирование
Типы проблем, на решение которых направлена мера:
Недостаток доступного инвестиционного кредитования
Недостаток доступного инвестиционного кредитования
Необходимость модернизации производства для выпуска конкурентоспособной продукции
Выход на новые экспортные рынки сбыта
Показатели результативности проекта
Соблюдение показателей результативности реализации КППК:
1
Ежегодный прирост объема экспортный выручки относительно 2017 года
2
Ежегодный прирост объема выручки на внутреннем рынке
(к предшествующему периоду)
3
Результативность использования субсидированного финансирования (рассчитывается как отношение совокупного прироста экспортной выручки и выручки на внутреннем рынке к полученному финансированию (с учетом поправочных коэффициентов)
Для организаций, реализующих проект создания новых производств за рубежом:
Ежегодный прирост объема экспортный выручки
(к предшествующему периоду)
Результативность использования субсидированного финансирования (рассчитывается как отношение совокупного прироста экспортной выручки к полученному финансированию (с учетом поправочных коэффициентов))
«С учетом проектов, заявленных в КППК, мы видим хороший потенциал роста экспорта продукции ЛПК и готовы активно оказывать инвестиционную поддержку. Мы поддерживаем действующие меры государственной поддержки. Они позволяют не только увеличивать приток инвестиций в отрасль, но и способствуют росту присутствия продукции российского ЛПК на мировых рынках»
Владимир Ситнов
Старший вице-президент ПАО «СБЕРБАНК»
«Задачи, поставленные в национальном проекте "Экспорт и международная кооперация", обеспечат качественное улучшение показателей Стратегии, так как многие крупные лесопромышленные компании для достижения целей КППК будут заинтересованы резко увеличить экспорт в стоимостном выражении, то есть поставлять на внешний рынок лесобумажную продукцию с более высокой добавленной стоимостью»
Наталья Пинягина
Директор по взаимодействию с государственными органами власти АО «Архангельский ЦБК»
«Все промышленно развитые страны большую часть бюджета выделяют на поддержку своих экспортеров. Серьезные программы у Китайской Народной Республики. Логистическая поддержка есть у всех европейских стран, у Северной Америки. Перспективы Корпоративных программ повышения конкурентоспособности в этом смысле вполне очевидны»
Тимур Иртуганов
Генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России
Требования к заявителю

Организация, подающая заявку на участие
в отборе, должна соответствовать следующим условиям и требованиям:
2
организация является производителем продукции и (или) сборочных комплектов продукции (либо намеревается произвести продукцию и (или) сборочные комплекты продукции), включенных в корпоративную программу повышения конкурентоспособности, и намеревается получить иное финансирование в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациям в целях компенсации части процентных ставок по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, а также компенсации части страховой премии по договорам страхования экспортных кредитов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. № 191
01
организация является производителем продукции и (или) сборочных комплектов продукции (либо намеревается произвести продукцию и (или) сборочные комплекты продукции), включенных в корпоративную программу повышения конкурентоспособности, реализует или намеревается реализовать проект по организации экспортно ориентированных производств на территории Российской Федерации и намеревается получить инвестиционное финансирование в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета
02
организация является производителем продукции и (или) сборочных комплектов продукции (либо намеревается произвести продукцию и (или) сборочные комплекты продукции), вкюченных в корпоративную программу повышения конкурентоспособности, реализует или намеревается реализовать проект по организации российских производств в иностранных государствах и намеревается получить инвестиционное финансирование в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета
03
организация реализует (либо намеревается реализовать) инвестиционно-строительный проект в иностранном государстве, не является производителем продукции, включенной в корпоративную программу повышения конкурентоспособности, и намеревается получить инвестиционное финансирование в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета
04
организация представляет аффилированные с ней организации, не является производителем продукции и заявляет об аффилированных организациях, намеревающихся получить иное финансирование либо инвестиционное финансирование в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета
05
По состоянию на дату не ранее чем
за 30 календарных дней до дня подачи заявления о заключении соглашения о предоставлении субсидии:
06
организация не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 %
у организации отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет и иные бюджеты бюджетной системы Российской Федерации субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом и иными бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
у организации отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах
организация не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении нее не введена или не вводилась в течение 3 последних лет процедура банкротства, деятельность организации не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а индивидуальный предприниматель не прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя
Механизм поддержки организаций, реализующих КППК, сегодня является перспективным в части выпуска конкурентоспособной продукции. Для нашего рынка
эта программа новая, и всем ее участникам нужно пройти этапы взаимодействия, отработать четкий механизм
ее использования и внедрения. Получение эффективных результатов будет означать, что еще больше компаний ЛПК смогут внедрять на своем производстве методы глубокой переработки сырья и получать конкурентоспособную
на зарубежном рынке продукцию.

Каждый год число компаний, регулярно использующих инструменты господдержки в своей деятельности, растет.
А это значит, что увеличиваются и статистические показатели, согласно которым становится очевидно,
что инициативы, которые реализуются и внедряются в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» и других национальных проектов, являются необходимыми импульсами для развития экспорта отечественных производителей.